Ответьте мне на один вопрос: хороши ли корейские автомобили – Kia, Hyundai, Ssang Yong?... А знаете с чего и когда все началось? Интересно? Тогда слушайте…
Жил-был в 1972 году в Южной Корее диктатор Пак Джон Хи. Смешно? А корейцам не очень. Так вот именно ему весь мир (не побоюсь такого заявления) и обязан хорошими и недорогими корейскими авто. Этот странный правитель не мочил олигархов, а… наоборот создавал. Раздавал людям отрасли (например: "сделай нам и народу хороший корейский автомобиль") и требовал роста, а ни то… сами знаете, как круты диктаторы. Так и появились на свет Kia, Hyundai, Asia Motors и ShinJu (ныне почивший Daewoo, доставшийся ушлым узбекам). Со временем Asia Motors влилась в Kia и появились еще два хиленьких олигарха - Ssangyong и Samsung.
Но Пак Джон Хи не был бы диктатором, если бы не прижал инородные машины своим военным каблуком. Короче, не долго думая он практически запретил ввоз иномарок в Корею и ввел запредельные пошлины на их запчасти. Короче, дал жару. Но чтобы не прослыть заодно и террористом, Пак Джон Хи всячески привлекал в свою страну иностранный капитал со всего мира. «А где гарантии», - спрашивали заморские толстосумы, «А ВОТ ОНИ!!!», - рявкал диктатор и швырял на стол свод корейских законов, поверх которого многозначительно клал автомат Калашникова – очень убедительно! Толстосумы велись…
И потекли в Южную Корею бабки и технологии… Хуанхе в соседней стране от зависти чуть не пересохла. Даже случилось так, что концерн GM завладел половиной Дэу, правда корейцы вовремя опомнились и выкупили ее назад (в 1992 году).
Рост, рост, рост… Все так боялись расстрела и дыбы (догадка лично моя), что скоро корейским автоконцернам в своей родной стране стало тесно и они полезли закордон – в Узбекистан, в Польшу, в Румынию и даже к нам сюда, в Россию (ТагАЗ)
И тут откуда ни возьмись всем известный серп в образе финансового кризиса (1997 год). Все корейские автозаводы оказались на грани банкротства, а Kia – самым настоящим банкротом. Но и тут правительство не растерялось и решило с серпом бороться другим серпом – свергнуть в тар-тарары старых олигархов и назначить новых. Сказано – сделано. А итог – 2 600 000 тачек в 2000 году. Здорово? Тем, кто не в опале – да.
С другой стороны начался жуткий бардак – Дэу поглотил и подмял под себя Ссанг Янг – траур в Ссанг Янге. Хендай подсмотрел, как это делается и проэксперементировал на Киа – получилось. А Дэу, точнее его директор, не придумал ничего лучше, как просто слинять и из компании и из страны, нагрев всех на два миллиарда баксов, а долгов у компании было 30 миллиардов… Вы его не видали нигде? Узкоглазенький такой…
Вот тогда на сцене снова появился мощный GM и, шлепнув по рукам развесившему слюни Форду, заграбастал Дэу себе, налепив на ее автомобили шильдик «Шевроле».
Со временем бардак кончился и все устаканилось. Не обошлось без дорогих акционеров. Даймлер Крайслер приобрел 10% Хендая. Митсубиси оказалась победнее или пожаднее и приобрела всего 4,3% этого концерна.
Правда, не так давно Киа с Хендаем опять потрясло – воровство, знаете ли… Отец и сын, управляющие этими компаниями попались и отца, который что-то спер из Хендай загремел за решетку. Это вам не ушлый директор Дэу.
Что сказать, подводя итог. Только то, что его рано подводить – история-то еще не закончилась. А машины они делают классные!