Во времена своей молодости советский «горбатый» Запорожец, восточногерманский Trabant 601 и французский Citroen 2CV никогда не встречались, даром что это автомобили одного класса. Нельзя им было встречаться — как нельзя было посидеть за бокалом вина французу, немцу из ГДР и простому советскому человеку. Но мы, в прошлом простые советские человеки, завели моторы — и откатили машину времени на полвека назад.
заз 965а
Собирали «пенсионеров» на Украине, на родине Запорожца. Понятно, что было непросто отыскать Trabant и Citroen, но мы сбились с ног, пытаясь раздобыть и аутентичный, сохранившийся хотя бы на четверочку Запорожец! Помнится, в Киеве был «прописан» светло-зеленый ЗАЗ-965А, который неоднократно светился на местных автошоу, а в заводском музее числился такой же «жужик» белого цвета. Увы, обоих и след простыл. Белый был в свое время подарен Виктору Ющенко, а другой, как говорят, осел в гараже президента УкрАвто. С клубными экземплярами тоже беда: у одного руль от Москвича, у другого — сиденья от иномарки...
заз 965а
«Полчаса позора — и ты на работе». Разгоняется «кругленький» неспешно, зато тарахтит от души! При полной нагрузке «максималку» в 100 км/ч развивали только машины в очень хорошем состоянии
С горем пополам нашли ЗАЗ-965А — 1967 года выпуска. Владелец признался: в 1981 году при пробеге всего в 13500 км бывший хозяин установил на машину 30-сильный двигатель МеМЗ-966А. Ничего страшного: таким мотором модификация 965А штатно комплектовалась в 1968—1969 годах.
Citroen 2CV Club оказался образца 1982 года. Благо, «при жизни» конструкция машин менялась незначительно, так что «свежий» год выпуска нас не смутил: можно сравнивать с Запорожцем!
заз 965а
В спартанском салоне декор отсутствует как класс: есть только самое необходимое. Поскольку двигатель расположен сзади, «протянуть ноги» могут даже рослые люди, — но ступни оказываются зажатыми пухлыми колесными арками
Trabant 601 с пробегом около 77 тысяч км и вовсе свежачок — 1989 года выпуска. К нынешнему владельцу автомобиль попал недавно, а потому еще не избавился от следов былого «улучшайзинга» — главного тормозного цилиндра от Москвича и глухой тонировки задних окон. Зато в салоне — заводская ворсовая обивка и «родные» сиденья.
Двигатели всех машин — воздушного охлаждения. Но у Запорожца он четырехцилиндровый и расположен сзади, а переднеприводные конкуренты довольствуются двухцилиндровыми моторами: у Ситроена — четырехтактный «оппозит», а у Трабанта — рядный двухтактный мотор.
заз 965а
Открывающиеся против хода движения «суицидные» двери появились на «горбатом» во многом потому, что изначально планировалась «инвалидная» модификация
заз 965а
За откидывающейся подушкой заднего сиденья —100-литровый отсек для багажа. При необходимости сиденье можно вовсе снять
заз 965а
За откидывающейся подушкой заднего сиденья —100-литровый отсек для багажа. При необходимости сиденье можно вовсе снять
Народный автомобиль? Это, скорее, про Citroen. А подавляющее большинство тех, кому пятьдесят лет назад посчастливилось жить в первом государстве рабочих и крестьян, об автомобиле могло только мечтать. В середине 50-х годов средняя зарплата в СССР составляла 600—700 рублей, а Москвич-401 стоил 9000 рублей. Но и его купить было непросто: записавшиеся в середине 50-х в очередь получали заветное приглашение только в 1961 году — но уже на покупку Москвича-407.
Благословляя производство Запорожца, Хрущев от всей души пожелал, чтобы автомобиль стал доступен для народа. В продаже «горбатый» появился в 1961 году по цене 1800 послереформенных рублей — это в полтора раза дороже, чем мотоцикл Урал с коляской (1250 рублей), но в полтора раза дешевле, чем Москвич-407 (2511 рублей). Но даже на Запорожец советскому труженику нужно было в течение 22 месяцев откладывать свою зарплату, не тратя из нее ни копейки. И все же это был относительно доступный вариант: «двадцать первая» Волга стоила и вовсе баснословные 5100 рублей.
заз 965а
Двигатель подвешен консольно, а панели пола под ним нет — это упрощает ремонт или замену агрегата
заз 965а
Спереди — размещенные в багажнике бензобак и запасное колесо
заз 965а
Эта «ванночка» — не место для установки магнитолы, а некое подобие «бардачка»
Наш «зазик» — единственный в трио автомобиль, в котором не замерзнешь даже при выключенном моторе: для отопления салона предусмотрена автономная бензиновая «печка». Агрегат капризный (случалось, не грел, а горел), но если удавалось его отрегулировать, салон прогревался быстро. Причем от расположенной сзади «печки» горячий воздух шел по напольному металлическому коробу, отчего первыми нагревались сам короб и торчащий из него рычаг коробки передач.
Садясь в Запорожец, вспоминаешь старую байку о том, что «горбатый» — самый тихий автомобиль: в нем сидишь, закрывая коленями уши. Враки! Поскольку мотор расположен сзади, места для ног предостаточно, и даже высоким водителям руль не ложится на колени. И по высоте запас неплох: от пола до потолка — 117 см. Надо лишь следить за локтями, иначе поставишь соседу синяк: ширина салона на уровне окон — всего 113 см. А сзади тесно так, что сидеть нужно вполоборота. И держаться особо не за что: ни одной потолочной ручки, только петли на средних стойках.
заз 965а
Панель приборов скромна, как девушка на выданье, а спидометр оптимистично размечен до 120 км/ч
заз 965а
При работающей «печке» рычаг четырехступенчатой коробки и рукоятка «подсоса» сильно нагреваются
заз 965а
На центральном тоннеле со стороны пассажира — заслонка, регулирующая обогрев салона
заз 965а
Салон обогревается автономной бензиновой «печкой», расположенной в моторном отсеке
И для багажа места немного. Сзади — двигатель. Спереди — бензобак, запасное колесо и аккумулятор, и все же пару сумок пристроить можно. Правда, между задним сиденьем и стенкой моторного отсека есть узкая ниша: сюда войдут две 20-литровые канистры или чемодан. Но закрепленное на фиксаторах заднее сиденье можно снять — и вози себе картошку.
В ГДР всегда жили получше нашего, но... Анекдот тех лет. В начале 80-х годов фрау записывается в очередь на Трабант, ей назначают примерную дату получения машины — 21 апреля 2001 года. Взволнованная дамочка умоляюще просит: «Только, пожалуйста, после обеда — утром мне привезут холодильник».
заз 965а
Ну почему сразу «горбатый»? Красивый, пухленький. И на Фиат он сзади вовсе не похож, а клиренсу в 175 мм позавидуют некоторые кроссоверы
К 80-м годам Траби облагородили, чтобы пластиковая коробчонка длиной 3,5 м не выглядела совсем уж убого. Стати не прибавилось, но все же Trabant больше напоминал современный автомобиль, нежели Запорожец. Солидная передняя панель из пластика, самый удобный руль и абсолютно ровный пол. Перчаточного ящика нет, но под передней панелью во всю ширину кузова — вместительная полка для мелочовки. Передние сиденья стоят высоко: водитель среднего роста едва не упирается головой в крышу (высота салона — 110 см). Зато Траби «шире в плечах» аж на 7 см: просторнее и спереди, и сзади. Но доступ на второй ряд затруднен: дверь более узкая (90 см против 110 см) и навешена на передних петлях.
Багажник с высоченным задним бортом не очень удобен, но вместителен: в «яму» можно погрузить пять мешков картошки — лишь бы кузов выдержал.
trabant
Представьте себе, что и в свободной Франции за Ситроенами была очередь — и ожидание порой длилось до шести лет! Не потому, что других машин не было вовсе, а потому, что «де-шво» был дешев! И прост: в случае поломки отремонтировать его можно было в ближайшей кузнице. Если разобрать 2CV по косточкам, то окажется, что по сравнению с этим зонтиком на колесах наш «горбатый» с его цельнометаллическим кузовом, печкой и опускающимися стеклами дверей — просто космолет!
trabant
Интерьер Трабанта мы признали самым «цивильным» среди участников теста: пластмассовая передняя панель, «полноценный» четырехспицевый руль, совершенно плоский пол. Слева от руля — «крутилки» включения света (габаритных огней и фар) и стеклоочистителей, у которых четыре режима работы. Для мелких вещей предусмотрена полка во всю ширину салона, есть какая-никакая ручка для переднего пассажира. Короче говоря, верх практичности по сравнению с Ситроеном и Запорожцем
Реимплантированный 30-сильный мотор Запорожца — самый мощный. Оттого даже в нынешнем городском потоке старичок держится молодцом. Нужно лишь не забывать менять передачи (хотя совладать с изношенным механизмом переключения совсем непросто), а еще — поддерживать заведомо безопасную скорость и применять упреждающее торможение. Мягко говоря, тормоза не ахти. Поворотники включаются перещелкиванием тумблера на передней панели.
trabant
Подвесные педали — прогресс для середины 50-х годов прошлого века. Хлипкая педалька акселератора отнесена чуть в сторону от педалей сцепления и тормоза
trabant
Поперечная рессора в передней подвеске Трабанта — это не только упругий элемент: она выполняет роль верхних рычагов. Нижние рычаги — «традиционные», А-образные
Главное — не встрять в пробку! Работающий «на отсос» вентилятор охлаждения мотора минут через десять перестает справляться со своей задачей — и температура масла неумолимо подбирается к критической отметке 100°С. Пришлось дважды останавливаться, чтобы дать мотору остыть. Кстати, бывалые автомобилисты каждую неделю очищали бензинчиком оребрение поддона картера — для пущей теплоотдачи.
Траби не перегревался. Двигатель находится спереди и прикрыт металлическим кожухом, в раструбе которого установлен «приточный» вентилятор: забортный воздух не расходится по моторному отсеку, а попадает сразу в нужные места. Только моторчик шибко визгливый — громче, чем у Запорожца. А хуже всего у Трабанта с тормозами, но это, увы, особенность нашего экземпляра: после установки главного тормозного цилиндра от Москвича пришлось оставить «свободными» передние колеса. А еще Траби — самый жесткий. Спереди стоит поперечная рессора, и работает она так, что на каждой кочке головой едва не касаешься крыши.
trabant
Тахометра у Трабанта нет, зато наличествует эконометр, преподающий водителю уроки экономичной езды: чем нежнее жмешь на акселератор, тем меньше загорается желтых огоньков. Сейчас «газ» открыт на полную: горят все три огонька желтого сектора. В идеале, нужно ездить в «зеленой зоне»
На дорогах бывшего СССР поношенные Трабанты появились только после вывода советских войск из объединенной Германии. Офицеры везли на них нажитый скарб, но некоторые фирмы получали последние новенькие машины по бартеру. И вскоре стало ясно, что Трабант — машина не для наших разбитых дорог и не для нашего климата. А вот в Германии, несмотря на жесточайшую конкуренцию, по сей день остаются на ходу около 100 тысяч Траби! Наполовину пластмассовый кузов живуч, как сорняк. Дешево и сердито.
Кстати, автопарк в ГДР был разнообразнее нашего. Помимо Трабанта и столь же местного Вартбурга, здесь, отстояв очередь, можно было купить чешские Шкоды, польские Полонезы и Фиаты, югославские Заставы и весь спектр советских автомобилей — Волги, Москвичи, Жигули, Запорожцы...
trabant
Бензобак расположен прямо над двигателем, причем горловина находится под капотом: заправка потребует предельной осторожности
trabant
Багажник Трабанта — узкий и с высоким задним бортом, зато глубокий и вместительный
trabant
На «изнанке» капота — теплоизоляционный «ватничек», а металлические прутки — для жесткости
trabant
Чадящий Трабант — скорее правило, нежели исключение: 26-сильный двухтактник нуждается в тщательной регулировке
Но Франция... Доступный Citroen 2CV, конечно же, сыграл огромную роль в возрождении национальной гордости, растоптанной Второй мировой войной.
Ситроен 2CV
Неказистый? Кузов «довоенной» формы и сегодня смотрится привлекательно. А главное достоинство Ситроена 2CV — простота и ремонтопригодность
В длину — 3,8 метра, большие и узкие колеса, утиный «клюв» капота, прямоугольные фары, диссонирующие с круглыми крыльями родом из 30-х годов, откидные форточки вместо опускающихся стекол и тряпичная крыша. А внутри — нищета: сиденье, руль, рычаг коробки передач и три педали. Все! А разве нужно что-то еще, чтобы неспешно и гордо перемещаться от фермы до ближайшего городского рынка и обратно? Из дополнительных удобств — лишь нештатная электрическая «печка»-ветродуйка, которая спасает от обмерзания только лобовое стекло. Зато у каждого пассажира — возрождаем достоинство! — по персональной двери! Главное — не обращать внимания на то, к чему и как они крепятся: тонкие стальные трубочки, выполняющие роль силового каркаса, можно согнуть руками.
Ситроен 2CV
Односпицевый руль — по-ситроеновски стильно! Пластмассы много (эта машина выпущена в 1982 году), но в целом салон Ситроена не круче зазовского: даже дверных ручек нет — их роль играют кармашки пластиковой обивки дверей. Перед пассажиром — электрообогреватель ветрового стекла из числа «фирменных аксессуаров»
Забираешься на такое же, как в Запорожце, сиденье (ткань с резиновыми ремнями на трубчатом каркасе) — и чувствуешь себя прекрасно! Приемлемая посадка, отличная обзорность. А мягкий складной верх? А легкосъемные двери и складные задние сиденья? Сложил сиденье — и загружай ящики с рассадой. Скатал крышу — и перевози длинные доски или лестницу.
Поначалу торчащий из передней панели рычаг-кочерга вводит в ступор. Первая передача — влево и на себя, вторая после первой — вправо и на себя… Оппозитный 29-сильный двигатель жалобно скулит, но машину с одним водителем разгоняет неплохо, причем тянет буквально с холостых.
При движении по прямой на руле нет и намека на обратную связь, зато в крутом повороте на баранку уже нужно налегать.
Ситроен 2CV
Под стрелочным спидометром Ситроена — датчик запаса топлива, вольтметр, а также «напоминалка» в виде схемы переключения передач
Ситроен 2CV
Угол наклона фар регулируется вручную из салона — в зависимости от нагрузки
Ситроен 2CV
Рычаг-кочерга механизма переключения передач выглядит весьма необычно и требует привычки — но затем рука сама начинает «находить» нужную передачу, а ты радуешься на удивление мягким переключениям
Впрочем, «никакой» руль характерен для всех машин нашего теста. Поворачивает вслед за рулем, замедляется при нажатии на педаль тормоза — и замечательно! Так что Citroen — хорош, гаврош!
Запорожец проигрывает ему практически по всем статьям. За исключением проходимости и приспособленности к эксплуатации в холодном климате. И если бы ЗАЗ работал в условиях открытой конкуренции, то со временем на «горбатом» появились бы и пластик в салоне, и более современный отопитель, и много чего еще. Но — «маємо те, що маємо». Се ля ви, Ситроен!
Ситроен 2CV
Двухцилиндровый «воздушный» оппозитный мотор 2CV расположен продольно. Привод — передний
Ситроен 2CV
«Де-шво» славился феноменальной плавностью хода, позволявшей «провезти по вспаханному полю корзину яиц так, чтобы ни одно из них не разбилось». Такую подвеску больше не встретишь нигде: на каждое колесо — единственный продольный рычаг, а на каждую сторону кузова — по одному амортизатору и паре пружин, разделенных резиновым буфером, которые упрятаны в единый металлический корпус и расположены горизонтально
Ситроен 2CV
«Де-шво» славился феноменальной плавностью хода, позволявшей «провезти по вспаханному полю корзину яиц так, чтобы ни одно из них не разбилось». Такую подвеску больше не встретишь нигде: на каждое колесо — единственный продольный рычаг, а на каждую сторону кузова — по одному амортизатору и паре пружин, разделенных резиновым буфером, которые упрятаны в единый металлический корпус и расположены горизонтально
Ситроен 2CV
В повороте «де-шво» кренится и стремится спрямить траекторию: крепче за баранку держись, шофер!